Начиная с 1 марта 2020г. реклама Facebook в Беларуси стала подвержена обложению 20-процентным налогом добавленной стоимости (НДС). Это касается рекламодателей, не добавивших белорусский ИНН в аккаунт Facebook вместе с неуказанной информацией о том, что являются белорусским юридическим лицом, ответственным за хозрасчет и уплату НДС согласно 114-ой и 141-ой статей налогового кодекса Беларуси.
Настройки рекламного аккаунта в Ads Manager позволяют добавить регистрационный номер налогоплательщика (ИНН). Также можно указать, являетесь ли вы белорусским юридическим лицом, ответственным за хозрасчет и уплату НДС, в соответствии со 114-ой и 141-ой статьями налогового кодекса Беларуси, поставив предложенный флажок. После этих действий Facebook перестанет списывать ваши средства. При этом отмечается, что указывать ИНН необязательно.
Не смотря на то, в каких целях вы будете использовать рекламу, в личных или для коммерции, с вас будет взыматься НДС при ее покупке. Если же вы не используете автоматический способ оплаты рекламы, НДС снимет средства при их последующем пополнении на счет вашего рекламного аккаунта.
Оплата рекламы напрямую
У Facebook отсутствует какое-либо постоянное представительство в Беларуси. Поэтому, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, различные белорусские компании, прибегающие к услугам этой площадки, обязаны уплатить 20-ти процентный НДС и вдобавок налог на доход иностранных организаций в размере 15%. Интересно, что с Facebook необходимо заключать прямой договор, чего площадка сделать не разрешает. Правильный алгоритм будет выглядеть следующим образом:
C 1 марта 2020г. реклама на Facebook для пользователей, указавших целевой страной по сбыту — Беларусь, при этом, не добавив белорусский ИНН в аккаунт и не указав, что являются белорусским юридическим лицом, ответственным за хозрасчет и уплату НДС — облагается 20-ти процентным налогом на добавленную стоимость.
Это говорит о том, что Facebook для себя разделяет пользователей на физ. и юр. лица. Указав ИНН, ваш аккаунт приобретает статус юридического лица, самостоятельно уплачивающего налоги. В обратном случае вы являетесь физическим лицом, НДС за услуги которому Facebook обязуется платить сам.
Как и во многих правилах здесь есть свои исключения в отношении рекламных услуг. К примеру, являясь резидентом Парка высоких технологий Беларуси, по законодательству РБ вы получаете ряд льгот, в частности, процент налога на доходы иностранных организаций и налога на добавленную стоимость падает до 0%. Таким образом, формула расчета бюджета для зачисления на Facebook для резидентов ПВТ принимает следующий вид:
Но это не единственный минус, с которым придется столкнуться при самостоятельном пополнении средств на Facebook в Беларуси. Даже когда все налоги уплачены, рекламодатель может не надеяться на получение закрывающих документов (счетов-фактур и актов оказанных услуг), являющихся первичными учетными документами.
Почему так происходит
Согласно законам, белорусские компании, осуществляющие рекламную деятельность на Facebook, обязаны:
1. Работать согласно письменному договору.
2. Официально оплачивать рекламу по безналичному расчету.
3. Иметь закрывающие документы, с двухсторонней подписью.
Поскольку у Facebook нету представительства на территории РБ, она считается иностранной компанией, имеющей публичный договор (оферту) и предоставляет документы в электронном виде. На подобных документах подпись осуществляется лишь с одной стороны, что не подходит для бухгалтерии белорусской компании, для закрытия отчетного периода.
Исключения для резидентов ПВТ дают возможность работать по публичному договору, зачислять средства на рекламный аккаунт с корпоративной карты предприятия и составлять акт оказанных услуг в одностороннем порядке.
Для компаний, которые не состоят в ПВТ, такая возможность отсутствует. Это значит, что все исчисления юридических лиц напрямую, обязаны быть оформлены согласно пунктам, перечисленным выше.
Как зачислять средства на Facebook физическим лицам
В РБ, согласно Закону о Рекламе, право размещать рекламу в качестве рекламодателей, имеют право и юридические лица и индивидуальные предприниматели и некоторые физические лица. Этот принцип распространяется и на интернет-рекламу, в том числе и Facebook.
Если вы — физическое лицо имеющее право размещать рекламу, то формула расчета для вас будет выглядеть так:
Независимо от целей покупки рекламы на Facebook будет взыматься НДС, который Facebook оплатит самостоятельно.
В остальных случаях, если рекламодатель не является резидентом ПВТ или физическим лицом, имеющим право размещать рекламу в качестве рекламодателя, то он не имеет возможность официально зачислять деньги на рекламную площадку Facebook.
Так же это не все особенности, ожидающие резидентов ПВТ и физические лица, имеющие право размещать рекламу в качестве рекламодателя. На сцену выходит статус низкого уровня доверия к новому аккаунту, который, в свою очередь, увеличивает время модерации рекламных компаний или деактивации аккаунта.
Оплата рекламы через агенство
Существуют агенства, способные работать с площадкой Facebook официально. Для работы с площадкой Facebook нужно учитывать дополнительный расход — комиссию, оптимальная ставка которой составляет до 10%.
Выбирая подобный путь, рекламодатель получает возможность отразить расходы на рекламу в бухгалтерском и налоговом учете и включить их в состав затрат, учитываемых при налогообложении, имея на руках полный список закрывающих документов, без которых вышеперечисленные операции провести не получится.
Еще одно преимущество агенств — это высокий уровень доверия Facebook, оказывающий влияние на модерацию рекламных компаний и ставки аукциона. А еще защитит от проблем с рекламными кабинетами.