33-летний белорус Юрий Бирченко, победивший со своим стартапом NWave в престижном британском конкурсе идей в сфере интернета вещей (IoT) The BIG Awards, в интервью dev.by рассказал о пути к триумфу и уникальности разработки.
Конкурс The BIG Awards, организатором которого выступает корпорация Cisco, собрал в этом году более 150 иновационных проектов, шесть из которых прошли в финал.
Исходя из критериев оригинальности идеи, вероятности долгосрочного успеха и масштабируемости, а также соответствия глобальному рынку, жюри экспертов остановило свой выбор на разработке NWave — беспроводной сетевой платформе для межмашинного взаимодействия (M2M) и интернета вещей, которая обеспечивает недорогое и маломощное сообщение между устройствами и облаком.
Перед финалом участники готовили детальный бизнес-план своих проектов, который 22 октября представили в Национальном театре в Лондоне.
CEO Cisco UK & Ireland Фил Смит назвал питч NWave «выдающимся», а и идею стартапа «уникальной», добавив, что будет «с радостью наблюдать за взрослением и развитием проекта в ближайшие дни, месяцы и годы».
В качестве главного приза основанный белорусом стартап получил 100 тысяч долларов и пакет менторских и консультативных услуг от Cisco и партнёров конкурса, оцененный организаторами в 120 тысяч долларов.
Из Лицея БГУ — в МФТИ
— В 1999 году мы с братом закончили Лицей БГУ по специальности «Физика» и без экзаменов были зачислены на физфак БГУ. Но в конечном счёте решили взять планку чуть выше и поступили в Московский физико-технический институт (МФТИ), который традиционно притягивает олимпиадников со всего постсоветского пространства. Закончив его, пошли по корпоративной стезе. Брат поработал немного в «Лукойл» и уехал в Лондон в BP (British Petroleum. —dev.by.). Я устроился в Deloitte Consulting, потом также перешёл в BP. Начинал с инженерной позиции, но позже переключился на финансы, стратегию и M&A — там и интереснее, и оплата выше. Техническая подготовка позволяла быстро освоить новое направление.
— Когда проснулся интерес к стартапам?
— У меня всегда был большой интерес к технологиям и инновациям. Свой первый стартап мы с братом организовали ещё в университете, в начале 2000-х. Тогда мало у кого были мобильники, и все иногородние студенты МФТИ ходили на почту звонить родителям. Это было долго и дорого. Мы же разработали программу для звонков PC-to-phone.
— Что-то вроде Skype?
— Да. В плане разработки, это была скорее продвинутая системная интеграция, чем кодирование в чистом виде. Мы имели сотни студентов-клиентов и неплохо на этом зарабатывали. Потом стали появляться мобильные телефоны, Skype да и мы выросли из этого «бизнеса».
Прорывная технология
— Затем, параллельно с основной работой, я пробовал несколько идей, одна из которых «выстрелила».
В Москве была огромная проблема с парковками. Тогдашние беспроводные датчики, позволявшие находить парковочные места, не отвечали растущим потребностям: большие размеры, малый радиус действия и короткая жизнь батареи. При том, что они обеспечивали высокоскоростные соединения (от 20 кбит/сек). Мы поняли, что парковочным и другого рода датчикам не нужны такие скорости (достаточно и сотен бит в секунду), но зато, изменив радиопротокол на физическом уровне, можно передавать информацию на многие километры.
Я собрал команду инженеров — образование и контакты из института позволили мне быстро найти нужных специалистов и поставить им правильные задачи, — и мы разработали радиопротокол и технологию, которая позволяет работать устройству от одной батарейки десять лет и передавать информацию на десятки километров.
Реализовав бизнес-кейс с датчиками для парковок в Москве, мы поняли, что наша технология универсальна и может применяться для решения многих задач автономной телеметрии. Например, мы разработали универсальный регистратор данных для сельского хозяйства, к которому можно подключать любые аналоговые или цифровые датчики (влажности почвы, уровня жидкости, температуры, освещённости) и отслеживать информацию с них онлайн.
Также мы разработали development kit, который позволяет сторонним разработчикам создавать любые приложения на нашей платформе. Такой себе Raspberry Pi для интернета вещей. К нему легко подключить любые сенсоры, исходный код, примеры на GitHub и многое другое.
— На чём из перечисленного вы сконцентрировали внимание на нынешнем этапе?
— Наша конечная бизнес-модель — разработка и производство коммуникационных устройств для интернета вещей. Мы видим, что через пять лет на нашей платформе будут работать десятки приложений различного происхождения. Однако процесс распространения нашей платформы среди разработчиков займёт несколько лет. Потому чтобы не слишком зависеть от третьих лиц, мы делаем несколько собственных продуктов, которые могут принести прибыль уже в ближайшей перспективе. Это парковочные, сельскохозяйственные датчики, модемы для счётчиков воды, а также «набор разработчика».
«Прятаться от конкуренции дома бессмысленно»
— На каком этапе вы задумались про развитие в западном направлении?
— К завершению московского проекта с парковочными датчиками я понял, что с нашей технологией нужно продолжать развитие на западном рынке. Он в разы больше как в плане спроса, так и в плане венчурных инвестиций. Разумеется и конкуренция в разы выше, но если ты лидируешь, есть шансы превратиться в глобального игрока. Прятаться от конкуренции на домашнем рынке бессмысленно, если делаешь что-то значимое — рано или поздно за тобой придут.
NWave существует три года. Инженерная команда состоит из пяти человек и по-прежнему базируется в Москве. Развитие бизнеса полтора года назад мы переместили в Великобританию и США. Сегодня у нас есть офисы в Лондоне и Далласе, я также перебрался в столицу Великобритании в начале этого года. В апреле мы наняли первого британского инженера, который поможет адаптировать наши разработки к местным стандартам.
— Не планируете увеличить белорусское присутствие в стартапе?
— Исторически так уж сложилось, что мои разработчики находятся в Москве. В перспективе был бы не против нанять пару белорусских инженеров, но пока мало соприкасался с этим рынком — только слышал позитивные отзывы. Например, нам нужны опытные Python и C++ разработчик, архитектор и администратор высоконагруженных web-приложений, сильный PHP-программист, но у нас высокие требования, и я понимаю, что такие люди в Беларуси заняты на хороших местах и их нужно искать скорее по рекомендациям, чем на открытом рынке.
— Почему решили обосноваться именно в Лондоне?
— Это одна из финансовых столиц мира, британская экономика — в европейских лидерах. Плюс комфортный английский язык. В силу своей истории Британия больше других открыта к эмиграции и инновациям. Лондон — большой котёл, в котором сплавляются люди и культуры со всего мира.
Кроме того, британское правительство выделяет огромное количество грантов в сфере интернета вещей — 40 млн фунтов за три года. В этом году мы выиграли первый небольшой грант — 30 тысяч фунтов — от государственного агентства Innovate UK.
Наличие грантовых денег — это то, что выгодно отличает Великобританию и Европу в целом от США. Здесь море акселераторов, которые готовы поучить вас жизни несколько месяцев и дать 15, 20, 30 тысяч долларов. С более-менее состоятельной идеей у вас есть множество возможностей получить поддержку, софинансирование. В Америке почти нет грантов, но сильное венчурное сообщество, в котором проще привлечь инвестиции. Однако чтобы там развернуться, желательно сразу пройти отбор в топовый акселератор или иметь очень сильный продукт и хорошие связи в Долине. Если команда разработчиков базируется в Восточной Европе, разница часовых поясов с США и стоимость перелётов могут быстро стать проблемой — не стоит слишком переоценивать Slack и Skype.
— Кстати, как у вас обстоят дела с инвестициями?
— Мы активно занимаемся их привлечением, что позволит быстро масштабировать бизнес. Общаемся с 10-15 западными инвесторами, которые выразили интерес к нашей технологии и продуктам. Надеемся закрыть первый раунд до конца этого года.
Что касается клиентов, наш главный британский партнёр на сегодня — British Telecom, с которым мы уже реализовали пилотный проект в одном из городов. Развернули сеть, установили несколько типов различных датчиков — парковки, уровня воды в каналах, качества воздуха, влажности почвы…
Также активно сотрудничаем с доменным регистратором Nominet, офис которого оборудовали нашими парковочными датчиками. Есть тесный контакт с Cisco, который, надеюсь, конвертируется в совместные проекты. Кое-что уже запланировано, но пока не могу рассказать.
Из акселератора Cisco — в победители The BIG Awards
— Как вы попали на конкурс Cisco The BIG Awards?
— С апреля наш стартап находится в акселераторе IDEALondon, организованном как раз Cisco, а также DC Thomson и Университетским колледжем Лондона. Мы не могли не воспользоваться такой возможностью и не попробовать собственные силы в конкурсе.
Если нашумевший Pitch to Rich, победа в котором досталось белорусам, — это такой огульный конкурс для стартапов (приди и победи всех), то The BIG Awards — нишевое состязание, посвящённое исключительно проектам в сфере интернета вещей или Internet of Everything, как его называет Cisco. У каждого из этих мероприятий есть своим плюсы и минусы, но в целом это одни из самых престижных технологических конкурсов в Великобритании. Размер денежного приза говорит сам за себя.
Само попадание в финал — уже хорошее достижение. Победа же — чрезвычайно мощный толчок для дальнейшего развития. Сейчас сложно оценить все последствия. В этом отношении консультативная часть приза (PR, юридическая, бухгалтерская и другая менторская поддержка со стороны Cisco и партнёров конкурса) более важны, чем денежное вознаграждение. Это признание, продвижение, контакты с крупными компаниями — вещи, которые невозможно купить за деньги.
— Уже решили, на что потратите денежную часть приза?
— Планируем нанять двух разработчиков в Москве и увеличить расходы на маркетинг готовых продуктов в Великобритании и США.